В прошлом году в России вступил в силу новый национальный стандарт — ГОСТ Р 58406.2-2020 «Дороги автомобильные общего пользования. Смеси горячие асфальтобетонные и асфальтобетон. Технические условия», в основу которого заложена технология проектирования асфальтобетонных покрытий по методу Суперпэйв.
Этот метод был разработан стратегической программой исследований автомобильных дорог в США и включает в себя рациональный подбор составляющих асфальтобетонной смеси с учетом климатических условий, нагрузки, геологических изысканий и другого, а также решает две проблемы, характерные для асфальтовых дорог: постоянная деформация и низкотемпературные разрушения.
Для контроля за соблюдением требований нового ГОСТ ТУАД закупил новое оборудование, которому по истечении межаттестационного периода необходимо провести периодическую аттестацию. Представители ТУАД обратились в ФБУ «Новосибирский ЦСМ» c просьбой — включить метрологов Центра в состав комиссии по аттестации нового оборудования.
Одной из таких «новинок» стала машина для испытания на колейность. Данная установка имитирует воздействие колес транспортных средств на дорожное покрытие и позволяет измерить устойчивость образца асфальтобетонной смеси к колееобразованию. Этот лабораторный тест состоит в оценке глубины колеи, которая возникает на образце асфальтобетона в результате заданного количества проходов нагруженного колеса с резиновым покрытием при точной температуре. Цель аттестации: подтвердить возможности воспроизведения прибором условий испытаний в соответствии с методами, указанными в ГОСТ.
Также в списке нового оборудования, которому предстоит пройти периодическую аттестацию: компакторы гираторные, компакторы катковые секторные, реометры с изгибом балки и уплотнитель Маршалла.
Для участия в проведении аттестации нового оборудования метрологами предварительно были изучены и освоены программы и методики его аттестации, включающие эталонные средства измерений ФБУ «Новосибирский ЦСМ».