Главная
Главная
О компании
Приветствие
Наши эксперты
Наши услуги
Отзывы
Карта сайта
Консалтинговые услуги
Разработка и внедрение СМК
Идентификация, оценка и диагностика процессов СМК
Разработка технической документации
Подготовка организации к сертификации
Оценка поставщика - «Аудит второй стороны»
Календарный план по консалтингу
Примерный перечень нормативных документов
СМК предприятия

Положение о службе качества
Сертификация
О сертификации
Сертификация работ и услуг
Сертификация производств
Сертификация продукции
Сертификация систем менеджмента ИСО 9001, ИСО 14001, OHSAS18001
Сертификация вместо лицензирования
Необходимость сертификации СМК
Часто задаваемые вопросы
Лицензирование
Вступление в СРО
Обучение
Все виды обучений
Нормативная база
Нормативы
Сотрудничество
Соглашение о сотрудничестве

Аккредитованные органы
Контакты
Контактная информация
Схема проезда

Статьи
Публикации
Новости
29.08.07
Начиная с 2004 года не допускать к участию в подрядных торгах по городскому заказу строительные организации, не внедрившие систему управления качеством на основе Государственных стандартов серии
ГОСТ Р ИСО 9001-2008

Карта проезда:
Карта проезда Институт Стандартов Организаций: сертификация ISO 9001  ИСО 9001 стандартизация iso 9000 исо 9000

Актуальность разработки и внедрения методик измерения качества в стройиндустрии


Злобин В.П., к.т.н.

             Стремительный рост стоимости проектирования и строительства без адекватного улучшения его качества и безопасности, делают проблему обеспечения качества в стройиндустрии приоритетной во всем мире. Как показывает анализ американских специалистов в области качества, проведенный американскими  экономистами в более чем 10 тыс. компаний в мире. (см.Рис.1),  наибольшие потери от пренебрежения (невнимания) к проблемам в области обеспечения качества в мире – 50%,  возникают в строительстве.  Необходимость одновременно контролировать и оптимизировать стоимость и поддерживать качество строительства и проектирования, заставило прогрессивно мыслящих руководителей строительных компаний обратить внимание на возможности применения в строительстве современных методов и средств повышения качества. На протяжении десятилетий в строительстве разрабатывалось ряд программ, посвященных проблеме управления качеством.

             Наиболее известные из них: модель «всеобщего контроля качества» А. Фейгенбаума, концепция бездефектной работы, чаще называемой системой «нулевых дефектов», предложенная Ф. Кросби, статистический контроль, эталонное тестирование (бенчмаркинг), реинжиниринг процессов, метод Гении Тагучи измерения качества в экономических показателях, концепция непрерывного повышения качества и теория всеобщего управления качеством, международные стандарты серии ИСО 9000 по системе менеджмента качества.

             Ведущими американскими экономистами Э. Демингом и Д. Джураном были созданы принципы, позволяющие организовать любой вид деятельности максимально эффективно при минимальных затратах материальных и человеческих ресурсов, которые легли в основу концепции непрерывного повышения качества и теории всеобщего управления качеством. Д. Джуран ввёл понятие «трилогия качества»: планирование качества, как «работа по созданию продукции, услуг и производственного процесса, соответствующих запросам потребителей»; контроль качества, как «вспомогательный процесс, используемый в работе для достижения поставленных целей в области качества производственного процесса и основанный на обратной связи»; и повышение качества в смысле «достижения невиданного доселе уровня работы».

             Сегодня фундаментальные теории управления качеством и непрерывного повышения качества все больше находят свое место в ежедневной практике строительства во всем мире.

             Строительный процесс можно в некоторой степени, по организации технологического процесса, расценивать как аналог некоего промышленного производства. Основные процессы в работе строителей и проектировщиков состоят из последовательных операций и составляют единый процесс, что дает возможность анализа и совершенствования методами непрерывного повышения качества, которые были разработаны для управления производственными процессами.

             Краеугольным камнем эффективной деятельности по обеспечению качества является процесс контроля и оценки (управления) качества.  При рассмотрении вопроса оценки качества проектирования, строительства   возводимых объектов главным образом обсуждаются два взаимосвязанных аспекта:

  • что измерять – какие элементы в стройиндустрии подлежат анализу.
  • как измерять – какие методы позволяют наиболее объективно оценить выбранные элементы.

Одной из самых актуальных и трудно решаемых проблем стройиндустрии была и остается проблема измерения качества проектирования и строительного процесса. На сегодняшний день, как в отечественном строительстве, так и в зарубежном существует множество научных и практических разработок, посвященных этой проблеме. Обилие методик и методологических подходов уже само по себе является свидетельством сложности решения данного вопроса. Это обусловлено невозможностью подвести под один знаменатель все существующее многообразие факторов, взаимодействующих между собой и нередко исключающих друг друга и в то же время оказывающих существенное прямое либо косвенное воздействие на весь ход строительного процесса – от проектирования до сдачи объекта заказчику. Хотя некоторые из оценочных методов выглядят вполне обнадеживающе, специалисты не раз высказывали опасения по поводу недостатков существующих подходов и их способности обеспечить адекватное измерение качества строительства.

             При измерении качества можно применять разные классические методы производственной и  строительной статистики. Например, график Парето, диаграмма Ишикавы,  метод Деминга».

             График Парето и диаграмма Ишикавы фактически определяет идеал, к которому следует стремиться, метод Деминга определяет негативные отклонения в работе отдельных звеньев системы без указания причин этих отклонений. Классические методы стройстатистики позволяют математически определить достоверность различий в показателях, определить, хуже или лучше работают тресты, управления, отделения, службы. При этом важно определить «точку отсчета», правильно выбрать объекты для сравнения и корректно интерпретировать полученные результаты сравнения.

             При использовании методики измерения необходима система простых показателей, которые способны связать между собой успехи в строительстве на всех этапах с действиями конкретных подразделений и исполнителей. Результат практической  деятельности персонала тесно связан с множеством (вариабельностью) процессов, определяющих в конечном итоге качество строительства. В статистике вариабельность принято измерять величиной отклонений основных показателей качества оказываемых строительных услуг или оценки деятельности персонала от их номинального значения (стандарта). Понятно, что чем меньше вариабельность показателя, тем лучше для потребителя. При этом снижается вероятность того, что показатель окажется за пределами допуска оптимального технологического процесса по критериям своевременности и адекватности, степени достижения ожидаемых результатов и безопасности для потребителя.

             Актуальность темы обусловлена тем, что проведенный нами предварительный анализ зарубежных и отечественных источников показал, что на сегодняшний день отсутствуют методики, которые бы позволяли объективно и достоверно измерять характеристики строительного процесса и качества строительства. Отсюда возникает актуальность проблемы разработки инструментальных методов обеспечения качества в строительстве и проектировании. В настоящее время, на наш взгляд, можно выделить весьма перспективный инструмент всеобщего менеджмента качества ( QM  ), как процессно-ориентированные системы на основе ARIS Toolset (Architecture of Integrated Information System) , которые занимают важное место в структуре предприятии, представленное на Рис.2 .

             ARIS – инструмент описания и анализа бизнес-процессов. Методология ARIS рассматривает предприятие как совокупность четырех взглядов: взгляд на организационную структуру, взгляд на структуру функций, взгляд на структуру данных, взгляд на структуру процессов. При этом каждый из этих взглядов разделяется еще на три подуровня: описание требований, описание спецификации, описание внедрения. Таким образом, ARIS предлагает рассматривать организацию с позиции 12 аспектов, отображающих разные этапы для каждой функции на предприятии, а также разную глубину этих аспектов.(Рис.3 и 4)

  • На каждом этапе для каждой функции определяются:
  • организационные единицы;
  • управляющие потоки (процессы);
  • потоки ресурсов (трудовой, финансовый, информационный, машинный, программное и техническое обеспечение);
  • начальные и конечные события.

 


Рис.1. Потери предприятий различных отраслей экономики от пренебрежения к проблемам качества

Рис.1. Потери (убытки) компаний от пренебрежения к проблемам качества

                                            

Рис.2. Использование инструментальных методов и средств системы ARIS

                               

Рис.3, 4. Этапы и функции по ARIS

Среди большого количества возможных методов описания ARIS можно выделить следующие (Рис.5):

  • EPC (event-driven process chain) - метод описания процессов, нашедший применение для описания процессов системы SAP R/3;
  • ERM (Entity Relationship Model) – модель сущностей-связей для описания структуры данных;
  • UML (Unified Modeling Language) – объектно-ориентированный язык моделирования.

             При описании бизнес-процессов с помощью одного из  типов моделей возможно использование различных типов объектов (например, «функция», «класс», «организационная единица»). Между различными типами объектов возможны различные типы связей (например, «выполняет», «является входящим», «занимает позицию»). При этом у каждого типа модели, объекта, связи имеется список типов атрибутов (например, «имя», «затраты», «время выполнения», «адрес»), значения которых задают пользователи и система.

             В инструментальной среде ARIS существует возможность настройки методологии в зависимости от целей проекта и профессиональных знаний пользователей.

             Также в ARIS присутствует понятие декомпозиции, но не в качестве «иерархии диаграмм», а в качестве описания объекта более высокого уровня, моделью, поясняющей его суть. При этом, в отличие от многих продуктов и методологий описания бизнес-процессов, в ARIS возможна как вертикальная, так и горизонтальная увязка различных фрагментов описаний бизнес-процессов.

             Семейство продуктов ARIS состоит нескольких продуктов, среди которых можно выделить два основных - ARIS Easy Design и ARIS Toolset, и множества дополнительных функциональных модулей.

             ARIS Toolset (ARIS Easy Design) – единая среда моделирования, которая представляет собой совокупность четырех основных компонентов – Explorer (Проводник), Designer (средство для графического описания моделей), Таблиц (для ввода различных параметров и атрибутов) и Мастеров (Wizards). Различия двух продуктов заключается не в методологической части (ARIS Easy Design входит в ARIS Toolset), а лишь в функционале. ARIS Easy Design ориентирован на сбор информации и документирование, когда ARIS Toolset позволяет еще и проводить комплексный анализ, семантические проверки информации. Кроме того, только ARIS Toolset позволяет создавать скрипты (шаблоны) для отчетов, анализа и семантических проверок. ARIS Toolset – это средство для полноправного управления проектом ARIS. Функции управления заключаются в возможностях разграничения доступа для различных групп пользователей, а также ограничения методологи. Это необходимо, что бы избавится от избыточности методологии при реализации конкретного проекта. Помимо этого, некоторые модули, в частности ARIS ABC и ARIS Simulation, функционируют только при наличии ARIS Toolset.

Рис.5. Событийно-ориентированные цепочки бизнес-процессов (EPC,ERM,UML)

Использование ARIS-технологий для создания и сопровождения системы управления качеством, как составной части системы управления предприятием, имеет ряд преимуществ, а именно:

    • проведение классификации бизнес-процессов;
    • создание полных и согласованных моделей бизнес-процессов и их автоматизированная поддержка в актуальном состоянии;
    • автоматическое документирование бизнес-процессов;
    • автоматизированная поддержка создания и сопровождения документации по QM-системе;
    • автоматизированное предоставление информации для проведения аудита QM-системы;
    • возможность использования единого информационного пространства для выполнения таких проектов, как реинжиниринг бизнес-процессов, проектирование корпоративных информационных систем, функционально-стоимостной анализ, имитационное моделирование и др.;
Сертификат TRUSTSERT ISO 9001
Сертификат ГОСТ-Р ИСО 9001 (ISO 9001) БСИ
Сертификат DIN EN ISO 9001 TUV
Сертификат ISO 9001
©2007, ООО «ИСО»
г. Москва, м. Павелецкая, 1-й Кожевнический переулок, дом 6, строение 6
Тел/Факс: +7 (495) 669-74-10; 8(925)417-85-08 пн-пт 9:00-20:00
info@iso-9001.ru
создание и продвижение сайта CreateFuture.ru